Рогожская слобода - пристанище старообрядцев (м. Римская). Весна 2010г. Район Рогожской слободы - один из самых интересных и самых тихих мест Москвы. Это то место, где соседствуют православие и староообрядчество. Здесь и в самом деле необычайно тихо. Почему-то сюда почти не долетает дорожный шум ни с близкого Третьего транспортного кольца, ни с соседней железной дороги. Только прозвенит по улице редкий трамвай, да ленивый пес огрызнется на обнаглевших кладбищенских ворон – и снова сонное царство, будто на патриархальной сельской окраине. Кажется даже, будто само время здесь течет как-то медленно, тягуче. Может быть это от того, что один за другим подходят сюда сдержанные люди и не спеша, истово крестятся двумя перстами на алтари и кресты красивых строгих храмов? Что же это за странное и таинственное место? Что за странные путники, будто заблудившиеся на частых перекрестках времени и по недоразумению угодившие в третье тысячелетие из Москвы средневековой? Здесь вдоль улиц стоят тополя, роняющие свой пух на асфальт, будто снег, под ногами - лужи цвета радуги, на улицах - уютные кафешки и атмосфера распологает к приятному времяпровождению и прогулкам. Название этой слободы, некогда располагавшейся на востоке Москвы, в районе современной площади Ильича, происходит от села Рогожь, которое впоследствии стало городом Богородском, а в советские времена было переименовано в Ногинск. Названа эта слобода была так потому, что жили в ней ямщики, занимавшиеся извозом по направлению к этому селу. После прокладки в середине XVIII столетия Камер-коллежского вала Рогожка вошла в городскую черту, и слобода растворилась в домах облюбовавших это место купцов. А в 1771 году в старой столице появилась чума. По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов разрешил старообрядцам хоронить умерших от чумы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название — шоссе Энтузиастов). По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского. Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил рядом с большим курганом, куда хоронили чумных. Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего. Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.
Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок. Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России. В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала площадь более чем в 22 десятины (24,5 га). Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами, обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек. Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством, вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и фабрикантов. Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг, которые передавали на кладбище. Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей. Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского, строгановского письма. Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в 12-ть и более килограмм.
Впрочем, время мало щадило Рогожский поселок. Два века его истории – тесный клубок полудетективных сюжетов, парадоксов и внешне нелогичных случайностей, которые постоянно вносили в жизнь внешне милой московской окраины разброд и сумятицу. Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 году с колоколен сбросили колокола. В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова.
Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.
В советский период из 18,0 гектаров, принадлежавших старообрядческой обители 16 гектаров (более 80 процентов) территории было использовано для строительства зданий Московского завода автоматических линий и специальных станков.
Не пощадили и братскую могилу умерших во время моровой язвы 1771 года, которая представляла собой большой холм в восточной части кладбища. На месте этого чумного захоронения был устроен взрыв, затем его разровняли, и на нём были выстроены детские ясли, просуществовавшие до 1970-х гг. Позже на этом месте построили институт.
На северной части кладбища был устроен Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 1940-х гг. В настоящее время там расположились постройки НИИ пластмасс.
В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма. В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с забелёнными окнами, в которых находились трупы. Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка. В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь поверх присыпали песком до следующего привоза.
В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей. В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения заполнена новыми одиночными могилами.
В 1996 году был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища, а также самой Рогожской слободы.
Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Собор был построен в 1790-1792 выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. По документам он сначала проходил как часовня, и до поры до времени вопросов у властей к застройщикам не возникало. Но когда Государыня Императрица высочайшей милостью разрешила строить полноценный храм, выяснилось: «часовня» уже почти готова к освящению престола. Мало того – здание получилось столь гигантским, что равной ему по размерам православной церкви не оказалось во всей Москве великой. Далее Рогожский поселок ждали крупные разочарования. В 1856 году иеромонах Парфений, переметнувшийся от староверов к Русской Православной Церкви, пожаловался московскому митрополиту Филарету (ныне причисленному к лику святых в сонме святителей) на массовые «соблазнения вплоть до открытых столкновений», которые якобы творились на Рогожском кладбище. Тут уже рогожские церкви и в самом деле превратили в часовни, запечатав их алтари и лишив таким образом старообрядческих священников возможности служить там литургию.
Гонения длились полвека – до знаменитого манифеста 1905 года, которым Николай II даровал свободу вероисповедания всем совершеннолетним подданным Российской Империи. На Пасху 1905 года алтари торжественно распечатали, а рядом в ознаменование этого славного события заложили грандиозную Воскресенскую церковь в старинном новгородском стиле «иже под колоколы». Победителю архитектурного конкурса зодчему Федору Горностаеву на радостях наказали строить «чуть-чуть повыше Ивана Великого в Кремле». Невероятно, но этот проект с московскими властями удалось согласовать.
Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.
В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Когда многоярусная колокольня уже была близка к завершению, в ведомстве генерал-губернатора сочили, что это уж слишком, и повелели почти готовый храм чуть урезать – до 87-метровой высоты. Чтоб был на метр пониже Ивана Великого. Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц.
В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку.
Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест.
В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии.
Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.
В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г.
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.
У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую литературу.
И в наши дни эта постройка остается едва ли не единственным памятником веротерпимости на российской земле. Также в Рогожской слободе есть еще один храм старообрядцев - Зимний Храм во имя Рождества Христова. Он был построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова.
Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила.
В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.
Храм был превращён в... столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище.
В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил здесь базу игральных автоматов.
5 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов и в настоящее время является действующим.
Еще здесь есть множество интересных маршрутов, зданий, храмов, соборов и памятников: - Храм Святителя Николая Мирликийского, - Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы, - Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси (в старину это была часовня, где хранились гробы с покойниками, т.е. морг), - Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове, - Здание старообрядческого богословско-учительского института, - Пруд (старообрядцы использовали его для различных церемоний, в том числе и для крещения), - Рогожское старообрядческое кладбище (немного я о нем рассказала выше, но это лишь малая часть тех интереснейших историй и легенд, которые с ним связаны), - Старообрядческая лавка народных промыслов «Путь к храму» (в продаже — изделия мастеров-старообрядцев из разных регионов России. Здесь и корзины из Гуслиц и тканые пояса с Донской земли и Румынии, валенки ручной работы из Казанско-Вятской епархии, огромный выбор литературы по традиционным ремеслам России, по народным обычаям и традициям, по русской архитектуре и традиционному костюму. Здесь можно подобрать и красивый сарафан и рубаху как праздничную так и будничную, можно заказать как отдельную вещь, так и целый комплекс одежды — например, к венчанию. Из аудио и видео записей большой выбор песен идуховных стихов из станиц и сел нашей Родины. В лавке есть русская игрушка и глиняная посуда, хромовые сапоги, казачьи пуховые платки и варежки, а также многое другое), - Лавка здорового питания и многое - многое другое. Также здесь есть и православные храмы. Например, Церковь Сергия Радонежского или Часовня Сергия Радонежского Спасо-Андроникова монастыря. Рогожская слобода является одним из интереснейших мест как с точки зрения истории и культуры, так и просто прекрасным местом для прогулок в свободное время, это место чудесным образом отражает узел хитросплетений православия и старообрядчества, показывает сочетания несочетаемого, здесь бок о бок соседствуют разные культуры и разные истории, разные судьбы и разные обряды, и это так удивительно и прекрасно, что непременно стоит увидеть!
|